Если говорить о новых многочисленных психологических направлениях, легко заметить, что все они сфокусированы на психотехниках, которые в сжатые сроки должны помочь клиентам решить их проблемы. Гештальтисты подобные приёмы «скорой помощи» тоже используют, но это не основа терапии, а лишь дополнение к ней.
Гештальт-терапия имеет некую философскую основу, наличие взгляда на устройство и процесс развития человеческой психики, но главное – процесс работы специалиста подразумевает сопровождение клиента на протяжении длительного времени. Гештальт-терапевты работают «от и до» с травматическими переживаниями и кризисами, исследуя глубины возникших проблем. Они принимают активное участие в терапевтическом действии, проживая проблемы клиента и выводя его на эмоции, чтобы он сам честно реагировал на происходящее. Для этого применяются специальные техники и эксперименты, нередко провокации. Крайне важным является то, какие чувства посещают клиента в момент работы.
Несмотря на то, что подобный подход занимает много времени, он даёт хороший эффект и закрепляет его на годы, чего не скажешь о мгновенных супер-техниках, результаты которых не всегда оправдывают ожидания, давая стабильно устойчивый результат.
Вся гештальт-терапия основывается на трёх китах: теория поля, диалог и феноменология. Каждая из этих опор по-своему важна. Но сегодня речь о феноменологическом подходе в гештальт-терапии.
Итак. Наряду с теорией поля и диалогом, которые составляют две из трёх фундаментальных основ, важное место в практике гештальта занимает феноменология.
Что скрывается за этим понятием? И почему в процессе обучения молодых психологов это имеет большое значение?
Возвращаясь к истокам
Ещё со времён Платона философы периода Древней Греции впервые начали использовать слово «феномен». Но основоположником феноменологии считают немецкого философа Эдмунда Гуссерля, который активно начал говорить об этом в конце XIX века. Несмотря на такой большой разрыв во времени, все соглашались с фундаментальной мыслью о том, что ноуменальный мир идей противопоставляется феноменальному миру вещей. При этом любое событие или явление рассматривались без описания причин.
В первые годы XX века феноменологию стали рассматривать на ряду с другими научными направлениями. Это произошло в 1901 году, когда Гуссерль издал свой двухтомный труд «Логические исследования». С этого момента начался переломный период не только в философии, но и в психологии, психиатрии и психотерапии. Зарождение феноменологии стало ключевой точкой в развитии культуры в целом. Причина тому – смена курса мышления. Ранее все мыслители пытались найти ответы на вопрос о том, что такое истина и как её познать. Это отражалось даже в Библии и живописи. Но приходило понимание, что ответа просто нет. Такие выводы заставляли людей ощущать собственное бессилие и беспомощность.
Как только все смирились с невозможностью отыскать истину, появился Эдмунд Гуссерль, чьи слова заставили всех философов переосмыслить свои прошлые идеи и перевести внимание в другую плоскость. Он сказал, что истины, которая была бы единой для всех, не существует. Истин и правд много, и каждый видит их под своим углом. Поэтому искать истину бесполезно, нужно искать смысл. Если всё это время мир философии ошибочно учитывал только знания человека, то теперь пришло время обратиться к опыту. Конечно же, это не такая материальная вещь, как багаж знаний, но именно с его помощью можно дать объяснения смыслу действий, внутренним переживаниям и ситуациям, в которые человек попадает.
Если дать краткое определение феноменологии, то можно сказать, что это есть опыт, накопленный на протяжении жизни, а выделяя его структуру, можно понять истинный смысл.
Феноменология в работе гештальт-терапевтов
Современная психология трактует термин «феноменологический» следующим образом: переживания человека являются уникальными и присущими только ему. Никто другой не может ощущать их так же или прожить одинаково. По сути, единой для всех реальности быть не может. У каждого своя правда. Каждый человек проживает собственную жизнь уникальным образом. И если возникают сложности, с которыми приходится обращаться к психологу, то специалист настраивается на индивидуальный подход в работе, а не использование общих знаний и стандартных шаблонов.
Терапевт исключает субъективные интерпретации, не даёт моральные оценки и не навязывает клиенту собственные представления. Наоборот, он демонстрирует уважение ко всему, что происходит в мире клиента, стараться понять его и использовать в работе все данные, которые имеются в наличии.
Как только психологи начинают затрагивать индивидуальное восприятие своих клиентов, можно констатировать, что в этот момент работа переводится в феноменологическую парадигму.
Феноменологический подход подразумевает работу не с поведением клиента, а с его сознанием – что он видит, как переживает это. На первый план выводятся ощущения, восприятие, представление и мысли. То есть, в центре внимания оказывается внутренняя жизнь, а точнее – то, как человек проживает каждый новый день, о чём говорит, что вспоминает, какие ассоциации у него возникают.
В феноменологическом подходе главным является не объективная реальность, а чувства и мысли клиента. Большую роль играют его намерения, планы, потребности и переживания.
Конечной целью гештальт-исследования является инсайт. Это озарение, когда внезапно возникает ощущение того, что пазл сложен от начала до конца, пробелов не осталось. В этом случае можно говорить о положительных результатах терапии. Заканчивая сессию, специалист обычно спрашивает: «Закрыт ли вопрос?». И здесь речь не о физическом самочувствии или изменённом поведении клиента, не о выводах, которые он сделал, а о субъективном переживании проблемы.
Внутренний мир клиента изменяется под влиянием анализа, разговора со своим бессознательным и после изменения визуальных субмодальностей. Он начинает видеть ситуацию под другим углом, в других красках, с другой яркостью – полностью меняется восприятие. Приходит понимание, что волнующее событие изменить нельзя, но собственное отношение к нему – можно.
Есть ли отрицательные моменты такого подхода?
Конечно, как и побочные действия от любой таблетки. Дело в сильных сторонах вопроса, которые всегда могут иметь продолжение. Нередко пациенты поддаются влиянию собственных фантазий, получая свободу внутреннего мышления. И эти фантазии никак не перекликаются с жизненными реалиями, а лишь втягивают в мир иллюзий и самокопаний. Но, даже несмотря на это, феноменологический подход даёт максимум гибкости в работе с любой ситуацией. Важно уловить эту тонкую грань.
Применение феноменологического подхода даёт гештальт-терапии уникальную перспективу учитывать всё присутствующее в мире клиента, при этом включать в работу его естественные установки, которые ранее он сам не учитывал. Такой подход делает гештальт-терапию уникальной и отличающей от других терапевтических методов.
Дата публикации
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте последние новости и интересные материалы нашего института
Подписывайтесь и следите
за обновлениями
Оставьте свой номер телефона и наш менеджер свяжется с Вами в самое ближайшее время
Оставьте свой номер телефона и наш менеджер свяжется с Вами в самое ближайшее время