Гештальт-подход. Теоретические основы, методология, практика

Видеозапись лекции смотрите по ссылке.

Человек является открытой, живой системой, то есть для того, чтобы удовлетворить свои потребности должна вступать в контакт со средой. В гештальте есть такой термин «система клиента», один человек, пара или группа человек — это 1система клиента. Любая система клиента испытывает разного рода потребности, часть из которых она может удовлетворить только, вступая в контакт со средой.

Основная задача гештальт подхода, с точки зрения работы практического консультанта — это помогать системе клиента исследовать и изучать, как система удовлетворяет свои потребности, насколько качественно и где возникают затруднения. Одно из определений гештальт подхода звучит так: «это процесс-ориентированная клиент-центрированная система». Это значит, что в центре интереса находится система клиента, и фокус терапевта направлен на изучение того, как система клиента удовлетворяет его потребности.

Существует такая фраза, характеризующая гештальт подход «человек не факт, а акт», под этим понимается, что человек не некоторый застывший обломок скалы, а набор постоянный процессов, так как у всех возникают какие-либо потребности, начиная от простейших физиологических.

Опоры гештальт подхода или что гештальт подход делает гештальт подходом:

Существует 3 кита:

  • диалог
  • феноменология
  • теория поля

Но если говорить о том, как связать эти 3 события, то Джей Левин предложил некую пирамиду, где в основании он пишет «теория поля», следующая часть ближе к вершине «феноменология» и вершина «диалог».

Почему эти понятия принципиально важные, как они связаны и как терапевты опираются на них в процессе работы?

Многим известно, что теория поля пришла из физики и на сегодняшний день в гештальт подходе под полем мы понимаем все, что нас окружает. Те, кто изучает гештальт подход, проходили тему «концепция здоровья или болезни в гештальт подходе» и под здоровым организмом или здоровой системой клиента, мы понимаем ту, которая может качественно узнавать свои потребности и удовлетворять их, так вот это качественное узнавание и удовлетворение всегда происходит в какой-то системе отношений, в контексте, и вот этот контекст и называется полем.

Основные принципы теории поля, были сформулированы М.Парлеттом:

  1. Принцип организации. Все события в поле они связаны, и постоянно существует взаимовлияние.
  2. Принцип единовременности. То как в настоящем времени сложилась конфигурация имеет больший смысл, чем предыдущий опыт.
  3. Принцип сингулярности или уникальности. Для каждого элемента поле является уникальным.
  4. Принцип изменяющегося процесса. Поле непрерывно меняется. Каждую секунду времени происходит что-то новое. Это важно тем, что любой опыт, полученный в прошлом может быть и актуальным и утрачивать свою актуальность в связи с тем, что поле поменялось.
  5. Принцип возможной значимости. Любое событие в поле нельзя рассматривать как незначимое.

Когда работаем в гештальт подходе, мы рассматриваем любую систему клиента как находящуюся не в вакууме, а в тесной связи со всем происходящим вокруг этой системе. И таким образом, говоря о патологии либо не патологии, мы не можем говорить только лишь, опираясь на те процессы, которые происходят в системе клиента, это всегда в контексте ситуации. Например, когда идёт война, ползание будет полезным, когда стреляют, но если война закончилась, а человек продолжает ползать - это перестает быть адаптивным процессов и становится чем то, что замедляет передвижение, портит одежду и ещё люди смотрят и крутят у виска.  

 

Вторая важная теоретическая опора – «феноменология».

Впервые термин был привнесен Платоном. Феномен-это то, что мы наблюдаем. Если говорить о том, как терапевт пользуется феноменологией в практической работе, то это акцент на видимом и явном; это признание субъективности восприятия (событие одно, смыслы для каждого разные);

Три принципа феноменологии:

  • принцип описательности. Когда терапевт наблюдаем какие-то события и описывает их клиенту.
  • принцип уравнительности. Когда терапевт не считает, что один феномен более важен, чем другой.
  • правило «эпохе». Когда терапевт убирает свой опыт в «карман».

Третья важная теоретическая опора — это диалог.

Которая позволяет опираться на теорию поля и феноменологию.

Что самое важное в концепции диалога?

В первую очередь, отношения Я-ТЫ, что обозначает субъект субъектные отношения. В отличии от разного рода экспертиз, где эксперт приглашается для каких-то интервенций системы и клиентом как объекта, «придите и что-то с нами сделайте», вот это отношения субъект-объект. В гештальт подходе такие отношения невозможны, потому что в гештальт подходе терапевт воспринимает систему клиента как главного эксперта по опыту, а основная задача специалиста (терапевта) –помощь исследования, то есть как фокусировать систему клиента в зоне сложного опыта, для того, чтобы у системы клиента возник новый опыт.

 

Какие аспекты диалога важны для практических консультантов?

  • Принцип присутствия. Консультант в полной мере опирается на тот опыт, который у него есть и не игнорирует в том числе себя в терапевтических отношениях. Д.Мельник про присутствие говорил так «присутствие-это осознанность в действии плюс право быть».
  • Принцип включенности. Искренний интерес к тому, что происходит в системе клиента.
  • Принцип приверженности диалогу. Оставаться в концепции диалога даже тогда, когда система клиента предлагает другие отношения.

Как происходят изменения в гештальт подхода и чем вообще гештальт консультант может помогать системе клиента?

Парадоксальная теория изменений А.Бейсер.

Смысл этой теории прост: никакая система не может измениться, пытаясь стать тем, кем она не является. Любое изменение происходит тогда, когда человек признает то, что есть. Пример: если человек наступает на грабли и просит вас от этого избавить, то первое, что нужно сделать это помочь заметить системе клиента, как возникает опыт, когда кто-то наступает на грабли и когда система клиента в полной мере становится способной видеть свое участие в формировании опыта, тогда возникает возможность изменения. При этом этот человек может перестать наступать на грабли или продолжить на них наступать, осознавая зачем ему это надо. Р.Резник говорит так, что основная задача любой хорошей терапии — привести клиента к лучшему видению формирования и участия опыта в своей жизни. Любая хорошая терапия приводит к возвращению функции выбора. Когда человек делает привычные вещи для себя, он находится в процессе слияния с ними и не видит выбора, потому что не видит «что и как» он делает. Гештальт подход приводит через повышение осознанности системы клиента в зоне трудного опыта к возвращению функции выбора.

Каковы задачи терапии?

Нет задачи быть умнее, лучше или опытнее чем клиент.

Единственная задача — это помочь системе в зоне фокусировки внимания в зоне трудного опыта.

С гештальт консультантом нельзя заключить контракт на излечение, если он остается в парадигме и методологии гештальт подхода. И какие-либо изменения в гештальт подходе понимаются как побочный продукт повышения осознанности клиента в зоне трудного опыта. Более того, изменения могут и не наступить в системе клиента, и консультант может не нести за это никакой ответственности, потому что у гештальтистов хорошо с пониманием того, где он находится, где находится клиент и где граница контакта между ними.

Начинающим терапевтам рекомендуется с клиентами, которые никогда не были на терапии, начинать с некого образовательного компонента, который создает устойчивые отношения, когда система клиента понимает, что происходит на сессии. Важно понимать, что та карта реальности, которая существует у консультанта отличается от той, что находится у клиента, и прежде чем проводить какую-либо работу, имеет смысл договариваться о том, что будет происходить.

Опорные точки работы в гештальт подходе.

Процессы, которые происходят в терапии: сопротивление или избегание.

Сопротивление в терапии происходит всегда. Нет терапии без сопротивления.

Если говорить об опорных точках в сессии или структуре сессии, то:

  • Помни о методологии. Это значит, что терапевт работает исключительно нацелено, чтобы помочь системе повысить осознанность в зоне трудного опыта. Важный нюанс- терапевт не повышает осознанность системы никогда, невозможно быть ответственным за то, повысит ли система осознанность или нет. Можно предполагать, что наши действия приведут и повысят любопытство системы клиента в том месте, где что-то происходит не так.
  • Присутствие. Когда терапевт приходит в сессию тем, кем он есть, не игнорируя свой собственный опыт. Некая подлинность, позволяющая создавать настоящие контакты и отношения с клиентами.

Часто задают вопрос: а возможна ли самотерапия?  До некоторой степени. Если говорить про задачи хорошей терапии. Возникает ли зависимость от терапии? Если ее понимать, как повышение осознанности системы клиента в зоне трудного опыта, конечно, зависимость — это то, что не может возникнуть. Более того, в процессе консультативной или терапевтической работы, любая система клиента движется в одном понятном направлении от поддержки консультанта или терапевта к самоподдержки. Как правило, эффективность, качество жизни, экологичность системы возрастает. И в этом смысле результаты хорошей терапии — это движение от зависимости к больше независимости.

 

Терапия дает возможность становится сильнее.

  • Важно слушать клиента. Давать возможность развернуться тому, что есть.
  • Фокусировка. фигура. Попробуй уточнить в чем сложность клиента, не додумывай за него.
  • Помнить о контракте и запросе. Важно, чтобы в структуре сессии состоялся такой контракт и уточнение того, что хочет система клиента от вашего присутствия.
  • Помните, что изменения всегда происходят в связи с парадоксальной теорией изменений А.Бейсера и ни одно изменение не происходит вопреки ее.
  • Процесс, важнее, чем контент. Терапевт специалист не по контенту, а по тому, как помочь системе клиента понять, как она участвует в формировании опыта.

Ф.Перлз говорил о том, что клиент, когда приходит в терапию проходит через 5 стадий:

1-я стадия – фальшивых отношений. Когда система клиента живет привычным образом, в какой-то мере удовлетворена тем, что есть и как будто бы не замечает сложностей. Когда клиент приходит в терапию по какой-то причине, а причина — это почти всегда изменить что то, что возможно не устраивает, и когда начинается терапевтическая работа наступает следующая стадия

2-я стадия – фобическая. Клиенты пугаются от того, что они видят и замечают в терапии. Терапия всегда угрожает перестройкой всей системы отношений клиента как внутри, так и снаружи.

Иногда, когда в парную терапию приходит кто-то один из пары по каким-то причинам, и терапевт, работая с ним, со временем слышит, что ситуация в паре начала меняться, то можно вспомнить принцип организации, где все влияет на все. Если один элемент поменялся, то все остальные элементы системы либо должны поменяться, либо система развалится.

Если говорить про сопротивление и избегание, то часто клиенты, встречаясь с пугающей новизной опыта, готовы бросить терапию на этом этапе, либо это происходит на след этапе.

3-ий этап — невротический тупик. Тупик — это то состояние, когда в процессе терапии в нём находятся и терапевт, и клиент.

Для клиента — это ситуация, когда он очевидно понимает, что-то, что было раньше не устраивает вовсе, но при этом абсолютно непонятно каким образом быть дальше. Зачастую, когда из сессии в сессии как будто бы не происходит никаких результатов, ничего не меняется, то клиент склонен оставить терапию как нечто неэффективное. Часто клиент ходит по многим терапевтам и ни с одним из них не работает больше 50 сессий, потому что привычное движение, доходит до стадии невротического тупика и бросает терапию.

Также и у терапевтов падают руки, когда из сессии в сессию как будто бы ничего не происходит. Поддержкой для терапевтов тут может быть мысль о том, что стадия невротического тупика всегда случается в терапии и ни одним изменением в терапии невозможно миновать эту стадию. Второй момент, это помнить, что вы не ответственны за изменения в системе клиента, вы ответственны за то, чтобы делать лучшее из возможного, что как вам кажется поможет привести систему клиента к повышению осознанности и формированию некоторого нового опыта, которого у системы никогда не было.

4-ая стадия — имплозия. Вдруг появляется точка сборки. Когда у клиента происходит озарение и он понимает «как».

5-ая стадия — эксплозия. Когда система клиента готова к изменениям и претворяет их в жизнь.

Завершая этот блок хочется сказать, что система клиента всегда приходит в работу, чтобы получить какие-либо изменения. Это та энергия, которая приводит систему клиента в работу. И всегда, в какой-то момент времени возникает сопротивление. И если сопротивления не случилось, то, вероятнее всего терапии не было, и то, что происходило не было полезно системе клиента, то есть не навредило, но и полезно не было, потому что это свидетельствует о том, что вы не пришли в ту сложную зону, где система клиента испытывает трудности, находится в слиянии с тем, как возникают эти трудности и не способна разрешить их сама. А контакт с консультантом на границе создают возможность формирования нового опыта, который происходит через все эти стадии.

Признаки здоровой группы С.Невис – жена Э.Невиса, Кливлендский институт гештальт терапии, они очень много работают с парами и группами, Д.Зинкер автор книги «в поисках хорошей формулы» тоже из Кливлендского института. В некотором смысле можно обратить внимание на то, как живут ваши системы в виде группы, проверить насколько ваша группа соответствует тому, что С.Невис понимала, как хорошая группа, и что вы можете заметить, добавить и изменить, чтобы функционирование групп было максимально эффективно.

По мнению С.Невис следующие моменты свидетельствуют о здоровых группах:

  • время делится примерно на всех. Люди помнят о том, что если вас 10 человек в группе, то время принадлежит примерно всем поровну. Кто-то пользуется этим временем в полной мере, кто-то не пользуется совсем, но в хорошей группе люди обычно обращают внимание на это.
  • люди в группе обращаются к друг другу по имени.
  • в хороших группах люди обычно смотрят друг на друга
  • в хороших группах, если люди не понимают чего-то, они не спешат атаковать и нападать, а задают уточняющие вопросы

Также, С.Невис пишет о том, кто же является хорошим лидером или ведущим группы: это тот, кто позволяет развиваться энергии группы и поддерживать ее и замечать какие тренды и тенденции существуют в настоящий момент времени в группе.

  • есть место для организации. Хорошая группа является в гибкой системе.
  • в хороших группах возникают ситуационные лидеры. Когда кто-то из участников в настоящий момент времени обладает большим ресурсом, чем кто-либо другой и группа это принимает

 

 

- — — — — — -

Приглашаем в учебные программы: 

  • Психологов, студентов, педагогов, социальных работников, а так же тех, кто мечтает сменить профессию — программа «Теория и практика гештальт-терапии» информация о программе по ссылке

 

  • Программа для психологов и гештальт-терапевтов, HR-специалистов, бизнес-тренеров, а так же для тех, кто хочет заниматься консультированием организация «Организационное консультирование в гештальт-подходе» информация о программе по ссылке. 

 

 

 

Автор

Алексей Демьяненко

Психиатр-психотерапевт, заведующий Городским Психотерапевтическим Центром С-Пб, сертифицированный гештальт-практик, преподаватель ВЕГИ, руководитель регионального отделения Российской Психотерапевтической ассоциации, супервизор РПА

Дата публикации

18.09.2020

Будьте в курсе наших событий

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте последние новости и интересные материалы нашего института

Следите за нами в социальных сетях

Подписывайтесь и следите
за обновлениями

Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.