Москва, Большая Якиманка, д. 40, стр. 7

Лепестки через запад

Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся, сделав круг! Лишь достигнешь ты земли, быть по моему вели!

–  В. Катаев

 

Ребенок-лепесток является продолжением родительского бутона.

Он призван украсить мир, скрасить жизнь старшего поколения и не подвести родителей. Ему запрещают быть таким, как он есть. Он занят. Он должен им  сразу, с рождения. Им «потрясают», заставляя читать поэмы перед гостями, стоя на высоком табурете. Помещают в телевизор, инстаграм, элитные заведения и пресекают любой его интерес, идущий вразрез с родительскими планами. Если он любит петь, то «перелюбит». Это – блажь и несерьезно.

Потому что в этой семье следует быть врачом.

Его сравнивают. С мамочкой в его годы, с пресловутым «сыном маминой подруги» и с «той хорошей девочкой», с Шампольоном, который в юном возрасте уже разгрыз Розеттский камень. Он начинает прямо держать спину. Засыпает в живописной позе, а не так, как ему удобно. Постоянно чувствует чей-то оценивающий взгляд. Самое опасное – ударить лицом в грязь. Грязью может быть четверка на экзамене  – когда хором кричат, что он подвел всю семью. И отказываются в нотариальном порядке.

Его не жалеют. Родитель, сталкиваясь со своим бессилием в случаях, если ребенок  разбил коленку, заболел, ошибся, попал в беду, нападает на ребенка, заявляя, что тот «сам виноват». Родитель не может допустить, что он не всемогущ; любое, выходящее за  рамки безукоризненного плана событие несет угрозу его представлению о себе, как о хорошем родителе. Чтобы не стать плохой матерью,  женщина может обрушить гнев и критику на ребенка, который заболел. Болеть – стыдно и непозволительно. Позже выросший в таких условиях человек, попадая  в неловкие ситуации, совершая ошибки или заболевая, начинает себя критиковать и саботировать за то, что не предусмотрел всех обстоятельств. Так, как будто бы в мире живет он один, все зависит от него, и все  подвластно контролю. Родители обучают  детей скрывать свои беды, не звать на помощь, чтобы не разочаровывать  мамочку, скрывать от других свои несовершенства.

Он должен дружить с лучшими. Критерий  самостоятельного выбора «лучшего» ему не принадлежит. Выбор сделан за него.
Дальше он  будет настойчиво верить рекламе. Станет носить брендовые вещи и накапливать имиджевые гаджеты.

А потом может обронить кураж, когда заметит, что это не привлекает к нему любви. Люди могут повосхищаться его новым телефоном, а после разбредутся по делам.  Молодой человек столкнется с тем, что если вести себя хорошо-хорошо и даже «лучше всех», гарантий вечного карьерного роста или теплых отношений это никак не предоставит. Поймет, что купить что-то иногда невозможно. Кого-то – тем более. Его спутником будет разочарование в себе и в других. Выбирать что-то по чужой указке станет все сложнее, а своего не обнаружится. Выбрать, опираясь на собственные предпочтения, будет невозможно.

Он продолжит стараться. Изнуряя себя и окружающих.
Частые слова его тезауруса – «результат», «достижение», «пусть» и «заставить». Слова не помогают. Люди уходят. Всемогущество обращается в тыкву. Лепесток, вместо стремительного полета через Запад на Восток изящно увядает. 

Родители недоумевают. Все же так хорошо! Ты должен быть
счастлив, сынок, у тебя дом в Испании!

По ощущениям молодого человека, что-то очень важного не случилось. Что именно должно было случиться, определял не сам человек, который заблудился среди достижений, чужих наставлений и самоистязания за свою погрешимость. Поэтому случившееся будет сложно обнаружить.

Так может быть  до тех пор, пока человек не узнает, что можно себя пожалеть. Не карать, не критиковать, а сочувствовать и  сострадать.
Это то, чего никогда не делали относительно него те, кто требовал полетов «на Восток»  по их велению. Их тоже не жалели те, кто мог это делать, когда они были маленькими.

Взрослые отбирали у ребенка бумажный кораблик, потому что ковыряние в грязной луже недостойно юноши с Большим Будущим. 
В случае «паралича перфекциониста», о котором так много пишут и говорят, речь идет не только об иллюзорном поиске «самого лучшего варианта». А еще и о том, что это лучшее не идет из души. То, что не делается от души, рано или поздно обвалится, как дом Ашеров.*

А сделанный когда-то от души кораблик мог бы со временем превратиться в добротную лодку, яхту или лайнер. 
Если отнять у ребенка то, что приносит ему радость и подменить его радости своими, можно получить летящий лепесток, понятия не имеющий, кто он такой и чего хочет. И, кроме прочего, нагруженный грандиозными ожиданиями и напуганный возможным разочарованием.

А еще всегда рядом или в некотором отдалении бродит тот, кто «круче» и превосходней. Он порождает зависть. Нет вечных чемпионов. А то, что чемпион определенного года – это  чемпион навсегда, не считается, это не явно.  Нужно быть чемпионом, не сбавляя темпа, игнорируя потерю сил, утрату смыслов и  потребность в отдыхе.

И страшно стареть, страшно публично порвать колготки, страшно отстать, не успеть, не узнать первым, не опьянеть последним.
Выросшие дети-лепестки составляют прекрасный вихрь. 
Если отрывать от цветка лепестки поочередно, от этого гибнет весь цветок.

*-см. «Падение дома Ашеров» Э. А. По (1839 г.).

                                                   — — — — — — —

Приглашаем в учебные программы: 

BLACK FRIDAY в МИГАС!

Скидки 30% и 50% на курс Психолог-консультант

Базовый тариф - скидка 30%
120 000 84 000 рублей
Тариф экстра - скидка 50%
200 000 100 000 рублей
:
:
: